В дни Великого Поста ансамбль народной музыки «Балаган» Саратовской областной филармонии им. А.Шнитке под руководством Александра Куриленко представляет: духовный стих «Как со вечеру». Запись Михаила Устинова. Село Камелик Пугачёвского района Саратовской области. В комментариях: «исполнялся на Страстной неделе». Аранжировка А.Куриленко. Солист М.Устинов. Запись телеигры «Маркиза» 1999 год. Камелик - село в Пугачёвском районе Саратовской области, в составе сельского поселения Старопорубёжское муниципальное образование. Казённое село Камелик упоминается в Списке населённых мест Российской империи по сведениям за 1859 год. Село относилось к Николаевскому уезду Самарской губернии. Справка из словаря «Старообрядчество. Лица, события, предметы и символы» М.; Церковь, 1996.: «Иргиз – местность в степном левобережье Волги , вдоль р. Б.Иргиз (ныне Саратовская область), где по манифесту имп. Екатерины II от 4 декабря 1762 г. было разрешено свободно поселять и отправлять богослужение, возвращавшимся из Польши, старообрядцам ( в основном выходцам с Ветки). Камелик – большое село.. на левом берегу р.Иргиза, основанное старообрядцами – выходцами из Воронежской, Симбирской губ. и из-за рубежа одновременно с другими большими селами степного Заволжья ок. 1762 г. Село находилось в 35 верстах от ближайшего Спасо-Преображенского старообрядческого монастыря. Монастырь был центром религиозной жизни всего района, камельчане совершали туда паломничество несколько раз в год и обязательно во время Великого поста. После разорения иргизских монастырей духовная жизнь сельчан стала приходить в упадок. Священники все реже и реже заезжали сюда для окормления паствы. Последнего священника, некоего о. Лазаря, здесь видели в 1845 г. В 50-х гг. в селе объявился, выдававший себя за священника, крестьянин Павел Агафонов, но был разоблачён. После этого случая, произведшего на старообрядцев удручающее впечатление, в Камелике стало утверждаться мнение, что спасительнее креститься у бабушек-читалок или «мастериц», обучавших детей грамоте. Ок. 10 лет «мастерицы» управляли духовной жизнью односельчан, крестили и отпевали. В это время камельчане отказались принимать священство белокриницкой иерархии, но решили по примеру беспоповцев избрать из своей среды наставника, который бы крестил, «сводил» браки и давал «прощение». Избранником оказался 60-летний крестьянин Федот Васильев, который снисходительно относился к грехам, не отлучал от общения замирщенных. Поэтому некоторые «ревнители» предпочитали собираться на моление под руководством крепкой старухи Дуни Романовой. Вместо Федота Васильева вскоре избрали нового наставника, но и этот прослужил недолго, смещнный за то, что пил чай с мордвинами. Переломным для села стал 1875 г., когда два местных крестьянина – отец и сын Перетрухины – приняли священство белокриницкой иерархии. Ставший впоследствии известным деятелем старообрядчества К.Петрухин в течении 5-6 лет обратил из беспоповства до 30 семей односельчан. В 1880 г. в селе негласно выстроили моленную во имя свт. Николы, в которую был рукоположен о. И.Елисеев. В 1896 г. пожал уничтожил половину села, в т.ч. и молитвенный дом. Вновь храм в селе был выстроен в 1909-1911 гг. » «Церковь стояла до тех пор, пока к власти не пришли большевики, которые её закрыли в 1918 году, а в 1958 — полностью разрушили. Многие жители хорошо помнят, как разбирали церковь, как тяжело это переживали верующие. В настоящее время на этом месте находится столовая СА «Камеликская». Но по неписанной традиции до сих пор по проулку, который в народе называют «мёртвым», провожают людей в последний путь. А недавно здесь был установлен Поклонный крест как символ несломленной веры русского народа. Кстати, крест сделан по старообрядческому образцу. Это говорит о том, что старожилы являются сторонниками раскольников, которыми заселяли Прииргизье в 18 веке по указу императрицы Екатерины Второй. Старообрядцы, несмотря на угнетения, смогли пронести свою веру через столетия.» Статья в газете «Пугачёв 24» , в которой автор ( имя не указано) благодарит учителя истории школы села Камелик Бабенкову Юлию Михайловну и ученика Заверткина Александра. Михаил Устинов, уроженец села Камелик, в своём дипломе выпускника кафедры руководителей народного хора СГК им. Л.В.Собинова, даёт историческую справку; «Село Камелик основано ок. 1768 г. старообрядцами – выходцами из Воронежской, Симбирской губерний и из-за рубежа (Ветковские старообрядцы)… Страшный удар под названием «города-колхозы» многие сёла не смогли пережить. Так, на данный момент (2001 г.), практически погибло одно из первых в Самаро-Саратовском Заволжье сел – Журавлиха. Это село было основано, как и Камелик, «польскими старообрядцами» и являлось одним из близких, к нему по традиции, сёл». https://youtu.be/zhULzZ-iprM